Учительский вестник

75 лет ПОБЕДЫ

1-1-e1565269766712-1.jpg


Люди из легенды

     Верх-Язьвинская средняя школа имеет самую долгую историю среди всех учебных заведений нашего района. Проходит время - и обычные, будничные события становятся историческими фактами, оседая в виде пожелтевших документов и фотографий, старинных и просто старых вещей на стендах и хранилищах музеев. Но, чтобы остаться живой и памятной людям, история должна превращаться в легенду - и тогда, переходя из уст в уста, от очевидцев к слушателям, станет она жить среди нас, удивлять, чему- то учить, будить мысль и чувство. 


p10_p9_p11_bpon1.jpg 

   Спросите у любого верх-язьвинца среднего возраста, и каждый скажет, что он учился у П.Е. Бронникова. Да и едва речь заходит об истории школы, в первую очередь называют именно его бессменного директора на протяжении 30 лет, преподавателя математики и истории, непререкаемого авторитета всей школьной жизни. По многим отзывам и рассказам и на фотографии Петр Егорович представляется именно таким: красивое волевое лицо, твёрдый ВЗГЛЯД, военная выправка.

Вот он проходит по    школьному         коридору   на переменке: все ученики вытягиваются чуть ли не по стойке «смирно». А вот Пётр Егорович шагает по посёлку с флагом, за ним выстроилась вся школа в шеренги по 4 человека. Нет, это не праздничная демонстрация - это выход производственной бригады в поле, где школьникам предстоит вручную выкопать 11 гектаров колхозной картошки. Поле уже разбито на квадраты по классам, ребята азартно приступают к работе: во-первых, идёт соревнование с ежедневным подведением итогов на линейке, а во-вторых, кто выкопал свой участок - свободен. Но если директорская лопата наткнётся на 3 оставленных картофелины - выкапывай ещё 3 квадратных метра поля. И сам до конца работы с поля не уходит.

В обычные учебные дни Петр Егорович в школе от восьми до восьми, его присутствие обязательно на каждом пионерском сборе, комсомольском собрании. Если идут репетиции школьного хора, то под строгим директорским взглядом там поют все поголовно, и лишь на момент выступлений освобождает он от служения музам совсем уж фальшивоголосых. Еженедельные общешкольные линейки с подведением итогов, частые и обязательные для всех субботники, постоянный дух соревнования, общая подтянутость, дисциплина, жесткая требовательность во всем и ко всем без исключения. Нынешнему читателю, возросшему в неге «демократической» вседозволенности, наш герой может показаться, боюсь, ужасным деспотом и тираном. Ах, как это так можно, в школе и прямо-таки армейская муштра! Где же свободное развитие личности и прочие достижения гуманизма? Однако в родном селе Петра Егоровича, где почти все жители - бывшие его ученики, можно услышать только слова уважения, признательности, порой восхищения.

         М.П.Собянина, учительница- пенсионерка: «На нем все в школе держалось».

        Т.А.Собянина, завуч       по воспитательной работе: «При нем школа обустраивалась, собиралась вся материальная база. Практически вся мебель - со времен Петра Егоровича. Он был хорошим хозяином». 


p10_p9_p11_bork1.jpg p10_p9_p11_hsatr1.jpg 

       Разглядывая фотографии       бывших     верх-язьвинских учителей, замечали ли вы, что люди на старых фото, даже не двадцатых, а шестидесятых годов, так разительно отличаются от нас с вами. Вот рядышком фотоснимки С.А.Барковского и В.Я.Шатровой - какие красивые, открытые, умные лица! Муж и жена, оба учительствовали здесь в шестидесятые годы. Она преподаватель химии и биологии. Он географ, на войне потерял руку. Великолепный рассказчик, очень любимый своими учениками, постоянный и бескорыстный помощник для всех местных старичков и инвалидов. Приводил, говорят, свой класс в полном составе в чей-нибудь двор: и дрова заготовят, и по хозяйству помогут ребята. А еще (представляете, с одной рукой!) хорошо играл на баяне Серафим Амвросиевич ... 

Кваркуш.jpg

 «Удивительный человек этот Абросимович. Не сразу поймёшь такого. Но, кажется, в нём есть всё: и удаль, и осмотрительность, и гнев, и доброта! Крепкий, как витой смолевой корень, быстро собранный Борковский поражал нас своей энергией и рисковой самостоятельностью в каждом проступке, всё делал разом и слёту ». ( Из книги Л.Фомина «Мы идём на Кваркуш»- Пермь, 1966 г.)

 

Ванькова Т П.jpg 

     Внеклассная работа в школе была естественным и необходимым приложением к основному занятию педагога - учить.

     Верх   -     Язьвинские учителя пели,        танцевали,           ставили      спектакли. Обязательными считались концерты учительского коллектива в клубе, а также «гастроли» по окрестным деревням. Душой этих концертов была Тамара Петровна Ванькова. Веселая, всегда с озорной шуткой, неутомимой энергией и разными затеями. Тамара Петровна играла на баяне, пела. 

 

Бронникова.jpg

Жизнь, опаленная войной

   Часто люди спорят о том, где было тяжелее - на фронте или в тылу. Этот спор бессмыслен: трудно было везде. Свидетельствуют  об этом рассказы очевидцев, тружеников тыла…  Вот что о своей жизни в годы Великой Отечественной войны поведала Бронникова. 

Когда началась война, Александра Николаевна Сакулина (это ее девичья фамилия) работала завучем в детском доме  № 2 города Чердыни. Она вспоминает: "Всего в детском доме было семь интернатов, в которых проживало триста сорок воспитанников .Интернаты были полные, а дети все прибывали. В основном приезжали с Запада, из блокадного Ленинграда, из других разрушенных детских домов. Многие были больны. Постоянно приходилось бороться с чесоткой, со вшами. Очень часто, особенно весной, дети умирали. Александра Николаевна особенно запомнила, как однажды зимой к ним привезли семилетнего мальчика, который несколько дней ехал на крыше поезда и обморозил ноги, которые пришлось ампутировать до колен.

Eщё в памяти сохранились воспоминания о маленькой девочке, ее отец погиб на фронте, а мать умерла в дороге. Девочку привезли в детский дом с множеством одежды, которую они с матерью везли с собой. Все узлы с одеждой положили в склад. Через несколько дней Александра Николаевна обнаружила пропажу нескольких узлов, сразу сообщили в милицию. Александра Николаевна очень переживала, что обвинят ее. Но через некоторое время нашли женщину совершившую кражу, ей оказалась одна из работниц детского дома.

Она перешивала ворованные вещи и продавала их. Но вспоминая об этом, Александра Николаевна прощает ее: "Всем на что-то нужно было  жить".

Чтобы как-то пpoдержаться, в детдоме было создано свое подсобное хозяйство, столярная, ремонтная и швейная мастерские. Летом дети вместе с воспитателями заготавливали дрова. Иногда получали гуманитарную помощь из Америки: хлеб, другие продукты, одежду.

А ещё искали на фронте родителей детей, иногда находили. В детском доме Александра Николаевна проработала всю войну, и была награждена медалью "За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-45 года ".

  Закончена война. Миллионы людей вздохнули свободно. Пришло время, когда можно было устраивать личную жизнь. Александра Николаевна осенью сорок  шестого года вышла замуж за Бронникова Петра Егоровича. Все шло бы хорошо, да судьба преподнесла ей тяжёлое испытание. Очень рано умерла ее дочь Тамара, оставив после себя четырех сыновей. Вот и пришлось  Александре Николаевне стать второй матерью для своих внуков. Но как бы трудно не было, смогла она воспитать из них честных и добрых людей.Один из внуков служил в Афганистане. Переживала Александра Николаевна: "Как он там ?". Но на ее радостъ вернулся  Олег с афганской войны невредимым. Уходили в прошлое воспоминания о войне, но вот новые переживания: самый младший внук Егор попал в Чечню. И опять бессонные ночи. Тревожные мысли одолевают Александру Николаевну, с нетерпением ждет она вестей от Егора. 

Никогда не думала она, что на войну пойдут ее внуки. Вот ведь как получилось. Но несмотря, ни на что Александра Николаевна сохраняет бодрость духа и правнуков не обделяет заботой и любовью. И они тоже очень любят свою бабушку. И конечно, есть за что.

Побольше было бы таких добрых, честных людей! Тогда, быть может, всем нам стало жить немного лучше.